Интервью с Еленой Горюновой

Елена Горюнова
вице-президент по кадрам компании Luxoft
07 декабря 2011
Текст: Алексей Гостев
upladder

Начнем с простого вопроса: на чем вы сделаете акцент, если будете рекомендовать компанию Luxoft в качестве места работы?

Luxoft - это компания умных людей, как бы нескромно это ни звучало. Мы занимаемся разработкой программного обеспечения на заказ. Задачи, которые мы решаем, привлекают многих талантливых сотрудников. В основном это выпускники российских технологических университетов “старой школы”.

upladder

Вы глобальная компания?

Компания Luxoft была создана в Москве 11 лет назад. Сейчас в ней работает около 5 тысяч человек. Наша компания стремительно развивается Наши клиенты – крупнейшие мировые международные лидеры. Мы работаем, например, с крупными инвестиционными банками, такими как Deutsche Bank и UBS. Или очень крупными производителями: например Boeing – один из наших первых клиентов. Офисы разработки находятся в России, на Украине, во Вьетнаме, Польше и Румынии. Офисы продаж в основном находятся на территории клиента, то есть в Европе и Америке. Головной офис компании находится в Москве.

upladder

Сколько человек работает в московском офисе и в целом по России?

В московском офисе работают около полутора тысяч человек. Кроме того, у нас есть центр в Омске, там трудятся 350 человек, а также офис в Санкт-Петербурге, который сейчас активно набирает персонал – в ближайшее время там будут работать около 250 человек. Таким образом, в России у нас приблизительно две тысячи сотрудников.

upladder

Практикуется ли ротация сотрудников между офисами компании?

Безусловно, как в любой глобальной компании мы поощряем перемещение наших людей между офисами. Кроме того, в последнее время многие сотрудники из российских и украинских подразделений очень заинтересованы в релокации на Запад.

upladder

На ваш взгляд, с чем это связано?

Разумеется, это - не очень хороший знак. Наши сотрудники – это авангард интеллектуальных ресурсов страны, поэтому они чувствуют тенденции намного быстрее, чем средний обыватель. Они понимают, что качество жизни, которое можно получить на Западе за те же деньги, выше, чем у нас. Взять, к примеру, сферу образования: люди задумываются о том, где лучше расти и учиться их детям, – и выбирают Запад.

upladder

Может быть, вы планируете перевести и центральный офис на Запад?

Такое теоретически возможно, но даже если такое решение будет когда-нибудь принято, оно будет связано не с тем, что мы стремимся уехать из страны. Западным клиентам привычнее воспринимать глобальных партнеров в понятных для них местах. Так, если у тебя штаб-квартира в Лондоне, ты знаешь, что правила, по которым играет твой партнер, должны быть похожими на твои. Однако наличие или отсутствие штаб-квартиры в Москве или в Киеве вовсе не означает, что мы не планируем развиваться в этих городах. Управление успешно осуществляется на уровне линейного менеджмента, а штаб-квартиры, которые занимаются стратегией, – могут находиться где угодно.

upladder

Вы планируете открыть центр разработки, например, в Индии?

Нет. Мы не хотим размывать наше четкое маркетинговое позиционирование. Мы привлекаем высококлассные европейские ресурсы, которые могут решать очень сложные проблемы, в том числе RND-задачи Кроме того, все, кто хотел бы иметь в Индии свой центр разработки или иметь индийские компании в числе своих провайдеров , уже сделали это, в том числе наши клиенты, поэтому нам ничего не даст присутствие в этом регионе.

upladder

Вы говорите, что все больше сотрудников хотят уехать. Ощущаете ли вы, как эйчар, проблему “утечки мозгов”?

Пока нет. Просто если раньше нам было очень сложно найти нужных кандидатов для перемещения их, допустим, в США, то сейчас у нас есть лист ожидания людей, которые готовы переехать туда с семьями.

upladder

Сколько специалистов вы ежегодно перемещаете на Запад?

Это зависит от текущих потребностей. Например, в прошлом месяце нам потребовалось переместить в США около 10 человек. Но когда такую необходимость бизнес продиктует в следующий раз – сказать сложно.

upladder

Люди уезжают надолго или навсегда?

В основном уезжают люди, которые способны быстро адаптироваться за границей, поэтому после пяти лет работы уехать обратно им достаточно сложно. Люди переезжают семьями, с детьми. Дети начинают ходить в школу, учат язык и постепенно ассимилируются. В Россию такие семьи обычно не возвращаются.

upladder

Расскажите о ситуации на российском рынке труда? Согласны ли вы с тем, что кризис закончился, и найти подходящих сотрудников стало сложнее?

Наша компания во время кризиса никого не сократила. И, насколько мне известно, IT-сфера не слишком пострадала во время кризиса. Сейчас в Москве мы ежемесячно принимаем на работу около 80 человек. Безусловно, в кризис искать новых сотрудников было проще. Сейчас мы опять начали бороться за внимание кандидатов к нашей компании, поэтому запускаем различные программы, которые привлекают к нам потенциальных сотрудников.

upladder

О компании многое может сказать ее офис. Ваш офис чем-то напоминает советский НИИ...

…или фабрику. Несмотря на то, что наша компания создает достаточно сложные вещи, мы все-таки не Google. И не только потому, что у нас нет такого замечательного офиса. Основная тема нашего бизнеса – не создание продуктов, а разработка программного обеспечения для крупных клиентов.

Наша задача - предоставлять тот уровень качества, который от нас ожидает заказчик. Мы не можем позволить себе создавать интересные, но совершенно оторванные от бизнеса вещи. Поэтому мы ценим клиентскую дисциплину, а некоторые проекты реализуем под управлением клиента. Наверное, поэтому мы более аскетичны и в бизнес-задаче, и в том, как мы выглядим. Наша компания тщательно контролирует издержки, потому что основная движущая сила и основной источник расходов – это наши сотрудники. Поэтому мы предпочитаем тратить деньги на развитие персонала, а не на переезд в офис класса А в центре города.

upladder

Вы говорите, что компания вкладывает большие средства в развитие сотрудников. Каким образом работа у вас повышает капитализацию человека на рынке труда?

Компания очень быстро растет, поэтому сотрудники, у которых есть управленческие амбиции, имеют возможность их реализовать. Динамичное развитие бизнеса предоставляет поистине уникальные возможности для роста. Очень редко встречаются люди, у которых одновременно есть управленческий талант, технологические знания, а также умение общаться с клиентами, в том числе, с западными. В нашей компании был создан и успешно функционирует собственный центр обучения, поскольку не все провайдеры способны дать все необходимые технологические знания нашим специалистам на требуемом уровне.

upladder

Каким образом происходит обучение?

Мы внедрили основные эйчар-практики, присущие любой глобальной организации. Практически весь наш менеджмент имеет либо международный опыт работы, либо опыт работы в западных компаниях. Я, например, начинала свою рабочую жизнь в КPMG.

С сотрудниками нашей компании мы проводим индивидуальные оценочные мероприятия. Нам известно, какие базовые навыки необходимы на конкретной должности, мы их оцениваем, сравниваем и понимаем, как лучше и продуктивней развивать компетенции того или иного сотрудника. Однако есть некоторая особенность. Например, специалист отдела развития или психолог не может эффективно оценивать наших сотрудников ввиду отсутствия узких технических знаний. В связи с этим нашим ключевым линейным менеджерам приходится брать на себя большое количество эйчар-функций. Они вместе с нами определяют, какими инструментами нам необходимо закрыть, допустим, тот или иной гэп при разработке индивидуального плана развития сотрудника.

upladder

Вы интересуетесь у самого сотрудника, нужно ли ему закрывать этот “гэп”?

Да. В нашей компании человек волен выбирать, в каком направлении ему развиваться: технологическом или управленческом. Если он решает развиваться в технологическом направлении, то вначале становится высококвалифированным программистом, инженером. На следующем этапе его карьеры он может стать архитектором, который продумывает технологический каркас. На крупных проектах это очень сложная и важная роль.

upladder

А вершина управленческого направления – стать корпоративным ИТ-директором?

Необязательно. Такой человек может стать топ-менеджером, который будет руководить большим коллективом, занимающимся разработкой. В нашей компании он может, например, управлять направлением бизнеса, объединяющим более тысячи разработчиков, выполняющих одновременно несколько сотен проектов для десятка разных клиентов.

upladder

Вернемся к внутренней жизни компании. Есть ли у вас дресс-код?

В целом нет, поэтому сотрудники при желании могут ходить по офису в тапочках. Только для переговоров с клиентом мы просим людей одеваться официально.

upladder

Если говорить о корпоративной культуре, какие ее черты вы можете назвать?

Культура, пожалуй, определяется характером самих сотрудников. Люди у нас в основном молодые, увлеченные. Средний возраст – 32 года.

Наш офис буквально «пророс» элементами спорта. И нам комфортно работать в такой атмосфере. Если вы посмотрите, то увидите, что между рабочими столами стоят велосипеды, а перед зданием припаркованы мотоциклы. Во всех офисах компании есть теннисные столы и турники. И это несмотря на то, что мы оплачиваем спортивные клубы, куда люди могут ходить среди недели, чтобы поиграть в футбол, баскетбол или волейбол.

Но главная особенность нашей корпоративной культуры – это попытка избежать того, что я называю «тоставание лозунгами». Высокий уровень интеллекта делает людей критичными и невосприимчивыми к агитации. Основные ценности компании и ожидания от сотрудников мы транслируем через нестандартные корпоративные каналы информации. Наш офис оформлен цитатами наиболее ярких сотрудников, которые пользуются особым уважением коллег. Эти высказывания наполняют реальным смыслом нормы и ценности нашей компании – не от лица абстрактной корпорации, а от лица конкретных людей в ней работающих.

upladder

Что вы можете пожелать пользователям Upladder?

Желаю, чтобы Upladder помог вам найти такую компанию, в которой будет интересно и комфортно работать. Чтобы начальники были умные, возможности – интересные, а коллектив такой, с которым бы хотелось проводить много времени.




Есть вопросы?

Поговорите с тем, кто сможет помочь вам!
Позвоните +7 (495) 221-33-51
или напишите на support@upladder.ru

© upladder.ru 2010-2016 | Пользовательское соглашение | Статьи | Регистрация